Центр развития «МЫ»

Программа Колесниковой

Программа от звука к букве (обучение грамоте детей дошкольного возраста)

Программа «От звука к букве», предназначена, для занятий с детьми 3-7 лет

Основной задачей данной программы является выработка у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе род­ного языка — развитие интереса и способнос­тей к чтению.

Усвоение детьми данной программы — это не только подго­товка к умению читать и писать, расширение знаний и пред­ставлений о языке, но и важное средство развития речи, фактор умственного развития ребенка.

В каждой возрастной группе предусматривается работа по развитию графических навыков и моторики (гимнастика для пальцев) с целью подготовки руки ребенка к письму

Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям дошкольника, а не копируют школь­ную программу

Основное назначение программы «От звука к букве»:

  1. Оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по подготовке детей к обучению грамоте в каждой возрастной группе дошкольно-образовательного учреждения.
  2. Предоставить детям систему увлекательных игр и уп­ражнений со звуками, буквами, словами, которые помо­гут усвоить программу.

.подготовить детей к школе, способствуя:

  •  — формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе;

— овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация); формированию умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

— формированию умения планировать учебную деятель­ность и осуществлять самоконтроль и самооценку;

—  развитию способности к саморегуляции поведения и

проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;

— овладению навыками речевого общения;

развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной  координации.

Структура программы «От звука к букве»

Первый этап программы «От звука к букве» рассчитан на обучение детей 3-5 лет. Главная задача этого этапа обучения — ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фоне­матического слуха и правильного произношения звуков род­ного языка.

Веселые игровые упражнения со звуками, словами способст­вуют не только правильному произношению звуков и укрепле­нию артикуляционного аппарата ребенка, но и пониманию свя­зи между звуками и словами, развитию зрительных и слуховых навыков.

Каждую неделю ребенок знакомится с одним из звуков рус­ского языка: сначала гласные и простые согласные, затем свистящие, шипящие, сонорные.

Заучивание потешек, стихотворений способствует не только правильному произношению звуков во фразовой речи, но и раз­витию слуховой памяти.

Активность ребенка на занятии направлена также на разви­тие моторики, основных движений и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

Второй этап обучения решает задачи развития звуко-бук­венного анализа, фонематического восприятия и подготовки руки ребенка к письму. Начинается он в старшей группе с де­тьми 5-6 лет, предполагает проведение одного занятия в не­делю в течение учебного        

Реализация этой задачи проходит на материале русского ал­фавита по общепринятым группам — гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, твердый и мягкий знак.

Ребенок знакомится с буквой которая обозначает изучаемый авутеу и учится писать ее в клетке.

Постепенное изучение букв позволяет перейти к чтению

слогов, затем слов, предложений и небольших стихотворных текстов

Третий этап обучения развитие интереса и способностей к чтению, Этот этап является заключительным и осуществляется в подготовительной группе с детьми 6-7 лет.

Система занятий, построенная на увлекательных играх и уп­ражнениях со словами, звуками, буквами, вызывает у детей ин­терес к процессу чтения.

Тема каждого занятия связана с разделом Ознакомление с- окружающим миром».

Такая тематика близка и понятна ребенку и на заключи­тельном этапе обучения не только способствует развитию способностей к чтению, Н и расширяет знания и представле­ния об окружающем мире.

Описанное выше построение программы отвечает возраст­ным и психологическим возможностям детей и готовит их к дальнейшему обучению в школе.

Содержание программы

Вторая младшая группа (3-4 года)

Развитие звуковой культуры речи включает следующие за­дачи:

  1. Формирование умения  правильно произносить звуки и слова; с этой целью необходимо развивать у ребенка рече­вой слух, речевое дыхание, артикуляционный аппарат.
  2. Формирование умения говорить согласно нормам лите­ратурного произношения (произношение слов и предло­жений).

З. Формирование выразительности речи — умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

4. Выработка дикции — отчетливое, внятное произноше­ние каждого звука изолированно, в словах, а также во фразовой речи.

Программа на учебный год

  1. Развитие звуковой культуры речи.

Учить правильно и четко произносить гласные звуки хА», хО», еУ», еЫ», хЭ», хИ» изолированно, в словах и во фразовой речи.

Учить правильно и четко произносить согласные зву­ки «М», «Б», «П», «Т», «д», «Н», «К», «Г», «Х», «Ф», «В», «Л», «С», «3», «Ц» изолированно, в словах и но фразовой речи.

Готовить артикуляционный аппарат к произношению шипящих звуков.

— Способствовать развитию интонационной стороны речи: умения произвольно регулировать темп речи, салу голоса, речевое дыхание.

Формировать умение говорить согласно нормам лите­ратурного произношения.

Формировать выразительность речи: умение пользо­ваться паузами, разнообразными интонациями. — Знакомить с терминами хзвук>>, «слово».

  • Развитие графических навыков (с целью подготовки руки ребенка к письму).

Рисовать вертикальные и горизонтальные линии. — Рисовать округлые линии.

— Закрашивать контуры предметов.

З. Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища) и мелкой моторики (упражнении для пальцев и кистей рук).

Средняя группа (4-5 лет)

Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического слуха является важнейшей предпосылкой для овладения грамотой.

. Ознакомление с миром слов (слова звучат по-разному и похоже, бывают длинные и короткие).

2. Умение слышать отдельные звуки в словах, отделять первый звук.

З. Умение различить звуки ни слух, твердые и мягкие соглас­ные.

4.Умение интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.

5.Развитие мелкой моторики и графических навыков.

6.Ознакомлениес простейшим моделированием.

 Закрепляются задачи предыдущего этапа обучения:

  1. Формирование умения правильно произносить звуки и слови.
  2. Формирование умения говорить согласно нормам лите­ратурного произношения.

З. Формирование выразительности речи — умения пользо­ваться высотой и силой голоса, темном и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

4. Выработка дикции отчетливого, внятного произноше­ния каждого звуки изолированно, в словах, а также во фразовой речи.

Программа на учебный год

1. Развитие фонематического слуха.

— Продолжать знакомить с терминами «слово» и «звук». — Знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и похоже.

— Уточнить и закрепить правильное произношение зву­ков хС-СЬ», х3-3Ь», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», хР-РЬ», хЛ-ЛЬ», хМ-МЬ», хБ-БЬ», хК-КЬ>>, еГ-ГЬ», еД-ДЬ», хТ-ТЬ» изолированно, в словах и во фразо­вой речи.

— Познакомить с термином хслог», учить делить слова па слоги.

— Познакомить с тем, что слово можно обозначить пря­моугольником (простейшее Моделирование).

Формировать умение различать на слух твердые и

мягкие согласные.

— Определять и изолированно произносить первый звук в слове.

— Называть слова с заданным звуком.

— Учить способам интонационного выделения звука в

слове.

— Продолжать работу по развитию интонационной сто­роны речи: умение произвольно регулировать темп ре­чи, силу голоса, речевое дыхание.

Продолжать учить говорить согласно нормам литера­турного произношения.

2. Развитие графических навыков.

Продолжать учить рисовать вертикальные и горизон­тальные линии.

— Рисовать округлые Линии.

Рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии.

— Заштриховывать различные предметы.

З. Развитие мелкой моторки (упражнения для пальцев и кистей рук).

— Способствовать развитию произвольных движений пальцев и кистей рук.

Старшая группа (5-б лет)

Развитие звуко-буквенного анализа

Основные задачи этого этапа обучения — развитие звуко — буквенного анализа, фонематического восприятия, подготовка руки к письму — решаются на протяжении всего учебного года.

Предмет изучения — звуки и буквы русского алфавита по об­щепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь).

Программа на учебный год

1. Звуко-буквенногй период. Развитие звука-буквенного анализа. Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узна­вать и называть заданные звуки.

— Закреплять умение интонационно выделять заданные зву­ки в словах.

— Закреплять умение делить слова на слоги.

— Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по об­щепринятым группам на материале алфавита.

— Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

— Учить определять место заданного звука в слове (н начале, в середине и в конце).

— Продолжать знакомить с графическим изображением слова — прямоугольник (моделирование).

— Познакомить с условным обозначением звуков: гласные —

красный квадрат, твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат (моделирование).

— Учить на схеме обозначать место звука в слове, используя

графические изображения звуков.

— Учить писать слова с помощью графических изображений. — Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец. — Учить соотносить звук и букву

— Учить писать слова, предложения печатными буквами.

— Учить проводить звуковой (фонетический) анализ слова. — Способствовать развитию фонематического восприятия.

— Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.

— Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.

— Познакомить с термином «предложение».

— Учить правильно пользоваться терминами «звук>>, «слог», «буква», «слово», «предложение».

— Учить составлять предложение из двух, трех, четырех слов. — Учить записывать предложение условными обозначениями. — Способствовать развитию графических навыков.

— Формировать умение понимать учебную задачу и выпол‑нять ее самостоятельно.

— Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Подготовительная группа (6-7 лет)

Развитие интереса и способностей к чтению

Начало формирования техники чтения, развитие интереса к самостоятельному чтению и способностей к чтению — основная цель в работе с детьми 6-7 лет.

На этом этапе обучения ребенку предлагается осмысление

способа чтения, а не отработка техники чтения.

Программа на учебный год

Расширять знания и представления об окружающем мире.

— Продолжать учить проводить фонетический разбор слов.

— Закреплять умение соотносить звук и букву.

— Учить читать слова, стихи, тексты.

— Учить разгадывать ребусы, кроссворды.

— Продолжать учить писать слова, предложения печат­ными буквами.

-Познакомить с тетрадью в линейку, научить спосо­бам работы в ней с целью подготовки руки ребенка х письму.

— Способствовать развитию логического мышления.

— Формировать умение понимать прочитанный текст.

— Способствовать развитию интереса и способностей к

чтению.

— Формировать умение понимать учебную задачу и вы­полнять ее самостоятельно.

— Формировать умение самостоятельно формулировать учебную задачу, пользуясь условными обозначениями.
— Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.