Программа от звука к букве (обучение грамоте детей дошкольного возраста)
Программа «От звука к букве», предназначена, для занятий с детьми 3-7 лет
Основной задачей данной программы является выработка у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка — развитие интереса и способностей к чтению.
Усвоение детьми данной программы — это не только подготовка к умению читать и писать, расширение знаний и представлений о языке, но и важное средство развития речи, фактор умственного развития ребенка.
В каждой возрастной группе предусматривается работа по развитию графических навыков и моторики (гимнастика для пальцев) с целью подготовки руки ребенка к письму
Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям дошкольника, а не копируют школьную программу
Основное назначение программы «От звука к букве»:
- Оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по подготовке детей к обучению грамоте в каждой возрастной группе дошкольно-образовательного учреждения.
- Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут усвоить программу.
.подготовить детей к школе, способствуя:
- — формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе;
— овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация); формированию умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
— формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
— развитию способности к саморегуляции поведения и
проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
— овладению навыками речевого общения;
развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Структура программы «От звука к букве»
Первый этап программы «От звука к букве» рассчитан на обучение детей 3-5 лет. Главная задача этого этапа обучения — ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка.
Веселые игровые упражнения со звуками, словами способствуют не только правильному произношению звуков и укреплению артикуляционного аппарата ребенка, но и пониманию связи между звуками и словами, развитию зрительных и слуховых навыков.
Каждую неделю ребенок знакомится с одним из звуков русского языка: сначала гласные и простые согласные, затем свистящие, шипящие, сонорные.
Заучивание потешек, стихотворений способствует не только правильному произношению звуков во фразовой речи, но и развитию слуховой памяти.
Активность ребенка на занятии направлена также на развитие моторики, основных движений и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
Второй этап обучения решает задачи развития звуко-буквенного анализа, фонематического восприятия и подготовки руки ребенка к письму. Начинается он в старшей группе с детьми 5-6 лет, предполагает проведение одного занятия в неделю в течение учебного
Реализация этой задачи проходит на материале русского алфавита по общепринятым группам — гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, твердый и мягкий знак.
Ребенок знакомится с буквой которая обозначает изучаемый авутеу и учится писать ее в клетке.
Постепенное изучение букв позволяет перейти к чтению
слогов, затем слов, предложений и небольших стихотворных текстов
Третий этап обучения развитие интереса и способностей к чтению, Этот этап является заключительным и осуществляется в подготовительной группе с детьми 6-7 лет.
Система занятий, построенная на увлекательных играх и упражнениях со словами, звуками, буквами, вызывает у детей интерес к процессу чтения.
Тема каждого занятия связана с разделом Ознакомление с- окружающим миром».
Такая тематика близка и понятна ребенку и на заключительном этапе обучения не только способствует развитию способностей к чтению, Н и расширяет знания и представления об окружающем мире.
Описанное выше построение программы отвечает возрастным и психологическим возможностям детей и готовит их к дальнейшему обучению в школе.
Содержание программы
Вторая младшая группа (3-4 года)
Развитие звуковой культуры речи включает следующие задачи:
- Формирование умения правильно произносить звуки и слова; с этой целью необходимо развивать у ребенка речевой слух, речевое дыхание, артикуляционный аппарат.
- Формирование умения говорить согласно нормам литературного произношения (произношение слов и предложений).
З. Формирование выразительности речи — умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.
4. Выработка дикции — отчетливое, внятное произношение каждого звука изолированно, в словах, а также во фразовой речи.
Программа на учебный год
- Развитие звуковой культуры речи.
Учить правильно и четко произносить гласные звуки хА», хО», еУ», еЫ», хЭ», хИ» изолированно, в словах и во фразовой речи.
Учить правильно и четко произносить согласные звуки «М», «Б», «П», «Т», «д», «Н», «К», «Г», «Х», «Ф», «В», «Л», «С», «3», «Ц» изолированно, в словах и но фразовой речи.
Готовить артикуляционный аппарат к произношению шипящих звуков.
— Способствовать развитию интонационной стороны речи: умения произвольно регулировать темп речи, салу голоса, речевое дыхание.
Формировать умение говорить согласно нормам литературного произношения.
Формировать выразительность речи: умение пользоваться паузами, разнообразными интонациями. — Знакомить с терминами хзвук>>, «слово».
- Развитие графических навыков (с целью подготовки руки ребенка к письму).
— Рисовать вертикальные и горизонтальные линии. — Рисовать округлые линии.
— Закрашивать контуры предметов.
З. Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища) и мелкой моторики (упражнении для пальцев и кистей рук).
Средняя группа (4-5 лет)
Развитие фонематического слуха
Развитие фонематического слуха является важнейшей предпосылкой для овладения грамотой.
. Ознакомление с миром слов (слова звучат по-разному и похоже, бывают длинные и короткие).
2. Умение слышать отдельные звуки в словах, отделять первый звук.
З. Умение различить звуки ни слух, твердые и мягкие согласные.
4.Умение интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.
5.Развитие мелкой моторики и графических навыков.
6.Ознакомлениес простейшим моделированием.
Закрепляются задачи предыдущего этапа обучения:
- Формирование умения правильно произносить звуки и слови.
- Формирование умения говорить согласно нормам литературного произношения.
З. Формирование выразительности речи — умения пользоваться высотой и силой голоса, темном и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.
4. Выработка дикции отчетливого, внятного произношения каждого звуки изолированно, в словах, а также во фразовой речи.
Программа на учебный год
1. Развитие фонематического слуха.
— Продолжать знакомить с терминами «слово» и «звук». — Знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и похоже.
— Уточнить и закрепить правильное произношение звуков хС-СЬ», х3-3Ь», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», хР-РЬ», хЛ-ЛЬ», хМ-МЬ», хБ-БЬ», хК-КЬ>>, еГ-ГЬ», еД-ДЬ», хТ-ТЬ» изолированно, в словах и во фразовой речи.
— Познакомить с термином хслог», учить делить слова па слоги.
— Познакомить с тем, что слово можно обозначить прямоугольником (простейшее Моделирование).
Формировать умение различать на слух твердые и
мягкие согласные.
— Определять и изолированно произносить первый звук в слове.
— Называть слова с заданным звуком.
— Учить способам интонационного выделения звука в
слове.
— Продолжать работу по развитию интонационной стороны речи: умение произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.
Продолжать учить говорить согласно нормам литературного произношения.
2. Развитие графических навыков.
— Продолжать учить рисовать вертикальные и горизонтальные линии.
— Рисовать округлые Линии.
Рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии.
— Заштриховывать различные предметы.
З. Развитие мелкой моторки (упражнения для пальцев и кистей рук).
— Способствовать развитию произвольных движений пальцев и кистей рук.
Старшая группа (5-б лет)
Развитие звуко-буквенного анализа
Основные задачи этого этапа обучения — развитие звуко — буквенного анализа, фонематического восприятия, подготовка руки к письму — решаются на протяжении всего учебного года.
Предмет изучения — звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь).
Программа на учебный год
1. Звуко-буквенногй период. Развитие звука-буквенного анализа. — Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.
— Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.
— Закреплять умение делить слова на слоги.
— Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.
— Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
— Учить определять место заданного звука в слове (н начале, в середине и в конце).
— Продолжать знакомить с графическим изображением слова — прямоугольник (моделирование).
— Познакомить с условным обозначением звуков: гласные —
красный квадрат, твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат (моделирование).
— Учить на схеме обозначать место звука в слове, используя
графические изображения звуков.
— Учить писать слова с помощью графических изображений. — Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец. — Учить соотносить звук и букву
— Учить писать слова, предложения печатными буквами.
— Учить проводить звуковой (фонетический) анализ слова. — Способствовать развитию фонематического восприятия.
— Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.
— Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.
— Познакомить с термином «предложение».
— Учить правильно пользоваться терминами «звук>>, «слог», «буква», «слово», «предложение».
— Учить составлять предложение из двух, трех, четырех слов. — Учить записывать предложение условными обозначениями. — Способствовать развитию графических навыков.
— Формировать умение понимать учебную задачу и выпол‑нять ее самостоятельно.
— Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Подготовительная группа (6-7 лет)
Развитие интереса и способностей к чтению
Начало формирования техники чтения, развитие интереса к самостоятельному чтению и способностей к чтению — основная цель в работе с детьми 6-7 лет.
На этом этапе обучения ребенку предлагается осмысление
способа чтения, а не отработка техники чтения.
Программа на учебный год
— Расширять знания и представления об окружающем мире.
— Продолжать учить проводить фонетический разбор слов.
— Закреплять умение соотносить звук и букву.
— Учить читать слова, стихи, тексты.
— Учить разгадывать ребусы, кроссворды.
— Продолжать учить писать слова, предложения печатными буквами.
-Познакомить с тетрадью в линейку, научить способам работы в ней с целью подготовки руки ребенка х письму.
— Способствовать развитию логического мышления.
— Формировать умение понимать прочитанный текст.
— Способствовать развитию интереса и способностей к
чтению.
— Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
— Формировать умение самостоятельно формулировать учебную задачу, пользуясь условными обозначениями.
— Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.