Центр развития «МЫ»

Программа математика для дошкольников

 Авторская образовательная программа К.В. Шевелева «Математика для дошкольников» предназначена для детей 4-7 лет и предполагает трехгодичное обу­чение.

  1. Обучающие (представлены в начале каждого занятия).
  2. Развивающие:

— волю, внимание, инициативу, творческие способности и интерес к предмету; — восприятие, интеллект, память, фантазию, воображение, ассоциативное, об­разное и логическое мышление;

— грамотную, точную, лаконичную математическую речь.

3. Воспитательные:

— трудолюбие, дисциплинированность, усидчивость, сосредоточенность, акку‑

ратность;

— целеустремленность, терпение, настойчивость;

— культуру общения, поведения, коммуникабельность, сострадание, чувство коллективизма и товарищества.

На каждом занятии педагог сам выбирает необходимые развивающие и вопросительные задачи.

Обучение детей производиться по следующим разделам.

1.Графические задачи.

2.Количество и счет.

З. Величина.

4. Ориентировка в пространстве.

5. Ориентировка во времени.

  • Геометрические фигуры.
  • Логические задачи.

Содержание программного материала на учебный год

  1. Графические задачи

— рисование палочек, узоров, фигур по клеточкам до конца строки; — обводка предметов по контуру;

— штрихование и раскрашивание предметов;

— срисовывание предметов по клеткам, точкам (в одинаковом, большем и меньшем масштабах);

— выполнение графических диктантов;

— нахождение частей от целого, сборка целого из частей;

— дорисовывание недостающих частей у предметов;

— рисование в зеркальном отображении;

— проведение линий по сторонам и внутри увеличенной клетки (на слух и по на­правлению стрелок).

  • Количество и счет

— формирование понятии: один, много, пара;

— знакомство с образованием и называнием чисел 0-10.

— обучение счету от 0 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с лю­бого числа;

— знакомство с числовым рядом от 0 до 10;

— обучение написанию печатных цифр от 0 до 10 (графического изображения числа 10);

— обучение порядковому счету (первый, …, десятый);

— счет предметов в разных направлениях (слева направо, справа налево, свер­ху вниз, снизу вверх);

— знакомство с понятиями: «соседи» числа, предыдущее, последующее число; перед, после, между;

— соотнесение количества предметов с числом, цифрой, и наоборот;

— знакомство с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество (равно); — преобразование равенств в неравенства, и наоборот;

— нахождение места числа в числовом ряду;

— решение простейших арифметических задач;

— деление группы предметов на части по 2 (3, 4) предмета.

З. Величина

— сравнение предметов одинаковых и разных по размеру (величине), форме, цвету, высоте, росту, длине, толщине, ширине;

— понимание и введение в активную речь понятий: большой, маленький, боль­ше, меньше, одинакового размера; высокий, низкий, выше, ниже, одинако­вые по высоте; длинный, короткий, длиннее, короче,` одинаковые по длине;

толстый, тонкий, толще, тоньше, одинаковые по толщине; широкий, узкий, шире, уже, одинаковые по ширине; одинаковые и разные по форме; одинако­вые и разные по цвету;

обучение умению использовать прием попарного сравнения и методы прило­жения и наложения при сравнении предметов по разным признакам; подбор и группировка предметов по 1-2 признакам;

— выделение «лишнего» предмета из группы предметов, не подходящего по 1-2 признакам;

видоизменение геометрических фигур по 1-2 признакам (форме, цвету).

  • Ориентировка в пространстве

ориентировка в книге (лист, страница);

знакомство с понятиями: ряд, столбик;

ориентировка на листе с клетчатой разлиновкой, в клеточке (центр, стороны, углы клетки);

ориентировка в кабинете по словесной инструкции педагога;

формирование понятий: слева, справа, вверху, внизу, далеко, близко, даль­ше, ближе, высоко, низко, выше, ниже, рядом, внутри, вне, в центре, верхний (нижний), левый (правый) угол;

формирование представлений о направлениях движения: влево, вправо, вверх, вниз, вперед, назад; слева направо, справа налево, снизу вверх, свер­ху вниз; противоположное направление;

понимание и активное использование в речи предлогов: в, на, над, перед, за, по, под, между, от, к.

  • Ориентировка во времени

— формирование понятия «временные части суток» (утро, день, вечер, ночь); знакомство с названиями дней недели, их последовательностью и циклич­ностью;

— обучение умению определять, какой день был вчера, какой будет завтра; знакомство с временами года (зима, весна, лето, осень) и с их отличительны­ми особенностями;

формирование временных представлений: раньше, позже, до, после, за.

б. Геометрические фигуры

— знакомство с геометрическими фигурами: кругом, треугольником, квад­ратом, прямоугольником, овалом — и с их отличительными особен­ностями;

— формирование умения «видеть» в предметах окружающего мира формы гео­метрических фигур;

— обучение умению выделить фигуру из группы по 1-3 признакам (форме, размеру, цвету);

— формирование навыков по видоизменению геометрических фигур по 1-2 признакам (форме, цвету).

7. Логические задачи

— нахождение четвертого «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 призна­кам, классификация оставшихся предметов;

нахождение закономерности и продолжение ряда предметов;

установление логических связей между предметами, объяснение своего вы­бора;

знакомство с логическими таблицами и их заполнение;

антонимические игры;

— видоизменение геометрических фигур по 1-2 признакам;

— обучение умению «расшифровывать» номера и слова.