Авторская образовательная программа К.В. Шевелева «Математика для дошкольников» предназначена для детей 4-7 лет и предполагает трехгодичное обучение.
- Обучающие (представлены в начале каждого занятия).
- Развивающие:
— волю, внимание, инициативу, творческие способности и интерес к предмету; — восприятие, интеллект, память, фантазию, воображение, ассоциативное, образное и логическое мышление;
— грамотную, точную, лаконичную математическую речь.
3. Воспитательные:
— трудолюбие, дисциплинированность, усидчивость, сосредоточенность, акку‑
ратность;
— целеустремленность, терпение, настойчивость;
— культуру общения, поведения, коммуникабельность, сострадание, чувство коллективизма и товарищества.
На каждом занятии педагог сам выбирает необходимые развивающие и вопросительные задачи.
Обучение детей производиться по следующим разделам.
1.Графические задачи.
2.Количество и счет.
З. Величина.
4. Ориентировка в пространстве.
5. Ориентировка во времени.
- Геометрические фигуры.
- Логические задачи.
Содержание программного материала на учебный год
- Графические задачи
— рисование палочек, узоров, фигур по клеточкам до конца строки; — обводка предметов по контуру;
— штрихование и раскрашивание предметов;
— срисовывание предметов по клеткам, точкам (в одинаковом, большем и меньшем масштабах);
— выполнение графических диктантов;
— нахождение частей от целого, сборка целого из частей;
— дорисовывание недостающих частей у предметов;
— рисование в зеркальном отображении;
— проведение линий по сторонам и внутри увеличенной клетки (на слух и по направлению стрелок).
- Количество и счет
— формирование понятии: один, много, пара;
— знакомство с образованием и называнием чисел 0-10.
— обучение счету от 0 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
— знакомство с числовым рядом от 0 до 10;
— обучение написанию печатных цифр от 0 до 10 (графического изображения числа 10);
— обучение порядковому счету (первый, …, десятый);
— счет предметов в разных направлениях (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх);
— знакомство с понятиями: «соседи» числа, предыдущее, последующее число; перед, после, между;
— соотнесение количества предметов с числом, цифрой, и наоборот;
— знакомство с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество (равно); — преобразование равенств в неравенства, и наоборот;
— нахождение места числа в числовом ряду;
— решение простейших арифметических задач;
— деление группы предметов на части по 2 (3, 4) предмета.
З. Величина
— сравнение предметов одинаковых и разных по размеру (величине), форме, цвету, высоте, росту, длине, толщине, ширине;
— понимание и введение в активную речь понятий: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера; высокий, низкий, выше, ниже, одинаковые по высоте; длинный, короткий, длиннее, короче,` одинаковые по длине;
толстый, тонкий, толще, тоньше, одинаковые по толщине; широкий, узкий, шире, уже, одинаковые по ширине; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету;
обучение умению использовать прием попарного сравнения и методы приложения и наложения при сравнении предметов по разным признакам; подбор и группировка предметов по 1-2 признакам;
— выделение «лишнего» предмета из группы предметов, не подходящего по 1-2 признакам;
видоизменение геометрических фигур по 1-2 признакам (форме, цвету).
- Ориентировка в пространстве
ориентировка в книге (лист, страница);
знакомство с понятиями: ряд, столбик;
ориентировка на листе с клетчатой разлиновкой, в клеточке (центр, стороны, углы клетки);
ориентировка в кабинете по словесной инструкции педагога;
формирование понятий: слева, справа, вверху, внизу, далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, выше, ниже, рядом, внутри, вне, в центре, верхний (нижний), левый (правый) угол;
формирование представлений о направлениях движения: влево, вправо, вверх, вниз, вперед, назад; слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; противоположное направление;
понимание и активное использование в речи предлогов: в, на, над, перед, за, по, под, между, от, к.
- Ориентировка во времени
— формирование понятия «временные части суток» (утро, день, вечер, ночь); знакомство с названиями дней недели, их последовательностью и цикличностью;
— обучение умению определять, какой день был вчера, какой будет завтра; знакомство с временами года (зима, весна, лето, осень) и с их отличительными особенностями;
формирование временных представлений: раньше, позже, до, после, за.
б. Геометрические фигуры
— знакомство с геометрическими фигурами: кругом, треугольником, квадратом, прямоугольником, овалом — и с их отличительными особенностями;
— формирование умения «видеть» в предметах окружающего мира формы геометрических фигур;
— обучение умению выделить фигуру из группы по 1-3 признакам (форме, размеру, цвету);
— формирование навыков по видоизменению геометрических фигур по 1-2 признакам (форме, цвету).
7. Логические задачи
— нахождение четвертого «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам, классификация оставшихся предметов;
нахождение закономерности и продолжение ряда предметов;
установление логических связей между предметами, объяснение своего выбора;
знакомство с логическими таблицами и их заполнение;
антонимические игры;
— видоизменение геометрических фигур по 1-2 признакам;
— обучение умению «расшифровывать» номера и слова.